Справка |
Аланы (лат.
Alani), самоназвание ироны, в византийских источниках — аланы,
по-грузински осы, по-русски ясы, многочисленные ираноязычные
племена, которые выделились в последнем веке дон. э. из среды
полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и
Предкавказья и поселились в 1 в. н. э. (по сведениям римских и
византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье...
Прямыми потомками А. являются современные ираноязычные
осетины... |
|
Осетины
(самоназвание ирон, на З. Северной Осетии — дигорон), нация,
основное население Северно-Осетинской АССР и Юго-Осетинского
АО...
Говорят на осетинском языке. Этногенез О. связан как с древним
аборигенным населением Северного Кавказа, так и с пришлыми
народами — скифами, (7—8 вв. до н. э.), сарматами (4—1 вв. до н.
э.) и особенно аланами (с 1 в. н. э.). В результате оседания
этих ираноязычных племён в областях Центрального Кавказа
коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. В
западно-европейских и восточных источниках предки О. назывались
аланами, в грузинских — осами (овсами), в русских — ясами...
|
|
Осетинский язык,
язык осетин, основного населения Северо-Осетинской АССР и
Юго-Осетинского АО...
О. я. сохраняет генетическую преемственность с языком аланов и
скифов. Принадлежит к индоевропейской семье языков. Распадается
на 2 главных диалекта: иронский (лег в основу литературного
языка) и дигорский. Есть смешанное наречие жителей горных аулов
Уаллаг-кома... |
|
Савроматы
(греч. Sauromátai), кочевые племена, близкие скифам и сакам,
жившие в 7—4 вв. до н. э. в поволжско-приуральских степях.
Греческие писатели (Геродот и др.) называли С. народом,
«управляемым женщинами». Пережитки матриархата доказаны и
археологически: исследованы могилы богатых женщин с оружием,
конским снаряжением и жреческими атрибутами (каменные алтари). С
конца 5 в. и в 4 в. до н. э. отдельные племена С. начали теснить
скифов и переходили Дон. В 4—3 вв. до н. э. у С. сложились новые
союзы племён, куда вошли и родственные им племена, пришедшие с
В. Начиная с 3 в. до н. э. эти новые племенные группы выступали
под общим название сарматов. |
|
Сарматы (лат.
Sarmatae), общее название ираноязычных племён, расселившихся в 3
в. до н. э. — 4 в. н. э. в степях от р. Тобол на Востоке до р.
Дунай на З. Ранняя история С. связана с савроматами, в среде
которых сложились крупные союзы племён С. во главе с роксоланами,
аланами и другими племенами...
С 3—2 вв. до н. э. часть С. (сираки и аорсы) освоила
предкавказские равнины, другие С. (языги и роксоланы) установили
свою власть в степях Северного Причерноморья (см. Сарматия). В
низовье р. Дон и в Прикубанье шла ассимиляция С. с меотами. В
конце 2 в. до н. э. С. выступали союзниками скифов против
Понтийского царства. Участвовали в междоусобных войнах
Боспорского государства, постепенно заселяя его города...
В первые века н. э. среди них особенно усилились аланы. В 3 в.
н. э. в Северном Причерноморье власть С. была подорвана готами,
а в 4 в. они были разгромлены гуннами. Часть С. вместе с готами
и гуннами участвовала в Великом переселении народов. Отдельные
отряды С. (в частности, аланы) достигли Испании и проникли в
Северную Африку.
Сохранившиеся на Ю. нашей страны группы С. в раннее
средневековье смешались с другими народами (славянскими,
северокавказскими), в большой степени с тюркоязычными племенами.
В составе осетинского народа С. сохранили основу своего языка
(см. Осетинский язык)... |
|
Скифы (греч.
Skythai), общее название основного населения Северного
Причерноморья, состоявшего из родственных племён североиранской
языковой группы индоевропейской семьи. С. были родственны
савроматам (сарматам), массагетам и сакам. Одни исследователи
считают их потомками носителей срубной культуры эпохи бронзы,
продвигавшихся начиная с 14 в. до н. э. с территории Поволжья на
З.
Другие полагают, что основное ядро С. вышло из Средней Азии или
Сибири и смешалось с населением Северного Причерноморья...
|
|
Скифский язык,
язык древних скифов. Под названием С. я. обычно объединяют
родственные иранские наречия, представлявшие собой
самостоятельная северо-восточная ветвь иранской группы языков.
Носители С. я. были известны античным авторам под названием
скифов, сарматов, алан, роксолан и др. Во 2-й половине 1-го тыс.
до н. э. скифские наречия распространялись на обширной
территории Северного Причерноморья и Прикаспия, от Дуная до
Яксарта (Сырдарьи)...
Потомком одного из скифо-сарматских наречий является осетинский
язык на Кавказе. |
|
Нартский (Нартовский) эпос |
|
Нартский (Нартовский)
эпос, эпос кавказских народов: кабардинцев, черкесов, адыгейцев,
осетин. Известен также абхазам, балкарцам, карачаевцам, ингушам,
чеченцам. Отзвуки эпоса находят у сванов, горных грузинских
племён и у дагестанских народов. Термин «нарт» служит общим
наименованием героев эпоса, которые образуют своего рода
богатырское сообщество. Его душой является мудрая Сатана
(адыгейское Сатаней) — наставница главных героев, могущественная
чародейка. Родоначальником нартов, по некоторым вариантам,
является Уархаг, отец близнецов Хсара и Хсартага. В генезисе Н.
э. не всё ещё ясно. Несомненно, что ядром послужил древний
аланский эпический цикл, восходящий к скифской эпохе 7—4 вв. до
н. э. Национальные варианты эпопеи обогащались за счёт
местного фольклора. Возникнув в условиях родового строя с
пережитками матриархата, Н. э. вбирал в себя элементы
последующих общественных формаций. Он сохраняет свою жизненность
по сей день. В Осетии, Кабарде, Адыгее, Абхазии живут десятки
сказителей, исполняющих песни о нартах. Нартовские сказания
осетин и адыгов стали записываться с середины 19 в., другие
национальные варианты — позднее. Абхазские нартовские сказания
стали известны только в последние десятилетия. В советское время
впервые изданы сводные тексты в оригинале и в рус. пер. Сказания
переводились на немецкий, французский, английский |
|